У меня давненько не было отдыха, когда я могла бы валяться на пустом пляже часами и бессовестно дрыхнуть или пялиться на искрящийся морем горизонт. Наверное я не умею отдыхать, если со мной такого давно не случалось. Слава богу есть друзья, они меня и пригласили к себе в гости, воздать оду богам лени и моря, степей и солнца. Это было здорово! Оля и Леша, спасибо вам большое!
Итак, в середине сентября я отправилась на 4 дня к своим друзьям в Николаевскую область, в село недалеко от Рыбаковки, чтобы отдохнуть, набраться сил перед холодной зимой, поваляться на пляже, выровнять загар после Испании, поесть деревенских продуктов и вообще расслабить мозг. Конечно я взяла с собой ноутбук, так как только-только сдала статьи редакторам, а после этого всегда могут последовать вопросы и просьбы что-то изменить, подправить, улучшить или сократить (меняются требования заказчика, что-то не нравится, и вообще все х…ня, и давай все по новой)…
Мой отдых был сказочным — я много лет не отдыхала, лежа на пустынном пляже, где кроме двоих друзей меня окружали стаи чаек и изредка проходили такие же сумасшедшие любители теплого чистого моря в межсезонье.
Вообще, идеальный отдых на черноморских курортах начинается после пятого сентября или в середине мая. Летом там адекватному человеку, который не живет на побережье делать по-большому счету нечего. Но мне повезло, я живу в Одессе и могу себе позволить ходить на пляж после 7-ми вечера, и продлить свой отдых до сентября — море у меня всегда под боком и мне не нужно выкладывать из кармана большие деньги на проживание и транспорт, чтобы добраться до курорта. Я местная…
Итак, мой отдых в эти четыре дня был простым и одновременно потрясающим. Мы каждое утро лениво вставали после девяти, завтракали домашним молоком с печеньем или хлебом, политым золотистыми струйками меда, собирали нехитрый скарб и шли пешком пять километров из села на пляж.
Тут наверное многим станет не по себе и возникнет пауза: приехать на море и переть через степь пешком? Это че??? Отвечу — это кайф! У меня была под боком машина, можно было преодолеть это расстояние за 10 минут. Но зачем? Если есть неуемные ноги и энергия, плюс калории, которые нужно куда-то девать.
И главное — пока ты идешь всего каких-то пять километров к морю, и ту же пятерку обратно, тебя окружают просторы, запахи степи, из-под ног вылетают стаи куропаток, в придорожной пыли виднеются извилистые следы местных ужей и крестообразные нахальных фазанов.
Запахи — отдельная история. Пока ты топаешь по вершине глинистого обрыва, тебя овевают сухие терпкие ветра, несущиеся со старых виноградников и соленого озера. Но стоит спуститься в низины, где весной проступает вода, там одурманивает букет ароматов, которому нет равных среди всех мировых парфюмов. Туда нужно приехать парфюмерам, чтобы когда-нибудь создать этот запах лично для меня. По отдельности цветущие растения пахнут по-разному, но вместе этот тонкий аромат просто сводит с ума. По пути уже практически на берегу встречаешь хвойные заросли — много лет здесь растут сосны и жаркое солнце вскрывает запахи смолы и разносит их по всем Рыбаковке. И вот я на пляже, где совсем никого, только чайки толпятся вдоль берега, да пустуют навесы и грибки, доставшиеся этому «курорту» еще с советских времен.
Простейший отдых, придавший мне сил на будущие холодные месяцы: искупаться в чистом еще теплом море, уснуть под ласковым, но уже не палящим солнцем, быть разбуженной друзьями с приглашением на обед, простая и самая вкусная еда — деревенские сладкие помидоры, котлеты из местных бычков, таранька, пиво, мясистые перцы и серый хлеб. Это так вкусно!
Так проходил весь день, после чего мы шли по вечернему, озаренному желтым солнцем пути домой. Вдоль обрывов над Березанским лиманом, махая весело рукой местным козам, коровам и холеной лошадке, наблюдая за стаями сумасшедших стрижей, остужая взгляд синевой воды в сочетании с желтыми степными травами. И дыша, всей грудью, мощными толчками впитывая ароматы и запахи остатков лета.
А в домике нас ждали посиделки с вином, разговоры о жизни и старой Одессе, которой уже нет и ее не вернешь, огромный десятикилограммовый арбуз, растянувшийся на пару вечеров, мышь, скребущая в углу, котята, сосущие материнское молоко, и их мать, ожидающая кормильцев, потому что еда на исходе, а дети требуют с каждым днем все больше.
И солнце, заходящее за горизонт алым шаром, оставляющее яркие пятна на небе и всполохи на пять минут, сменяющиеся чернотой южно-украинской ночи — с шумными цикадами, легким ветерком, шорохами и звуками, доносящимися из степи.
Вот так проходили дни, где было место ловле рачек в лимане, поиски их в килограммах водорослей, застрявших в сетке, а потом вечернее смакование розовой мелочи под бокал Шардоне.
И походы на соленое озеро Тузла, где соль застыла чешуйчатыми слоями, над которыми колышется горячий воздух.
И кажется, что из него вот-вот проступят очертания чумацкой телеги и ветер принесет издали ее стихающий скрип и тягучую, как длинный жаркий день украинскую песню, растворяя ее в мареве плавящегося зноя.
И так не хотелось уезжать домой, к заботам и делам. Все утро бродила по старому греческому домику, собирая пару маек и штанов и в итоге забыв свои шорты и футболку. Значит вернусь как и задумала, в это место, где есть покой и душа. И ветер гоняет среди проводов с шумным гулом, принося воспоминания о лете со вкусом помидора и соленой тараньки.